КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

 

История Каменской средней школы № 2 началась еще с 1882 г., когда была открыта церковно-приходская школа в с.Тимлюй, работала в которой единственная учительница Т.Г.Шастина. Затем из Тимлюйской начальной школы была образована семилетняя, а в 1950-1951 учебном году Каменская средняя, которую возглавил директор Лебедев Николай Иннокентьевич.

В 1952 г. состоялся первый выпуск учащихся Каменской средней школы. Один из выпускников того памятного 1952 г. Г.Е.Филиппов, ныне здравствующий, который работал на ТЦЗ со дня его пуска и до своей пенсии.

В первые годы становления работали учителя: Китаева Л.В., Суворова О.А., Тугарина А.Д., Ступина Е.Н., Корытова М.Я., Голикова Е.И., Кобылкина В.К., Кобылкина А.И., Суворова Т.И., Власкина А.А., Серебренников И.Г., Карачевский В.С., Горяшина Т.И., Елфимова Т.И., Дроздова А.К., Жаркова В.С., Жарков В.И., Федотова А.И., Печкин И.Ф., Зарубин В.Я., Хомутникова Г.П.

О качестве методики преподавания и школьных программ того времени судить трудно. Несомненно было одно – непреодолимое желание жить и работать. Оставшиеся в живых после войны высоко ценили свою возможность жить. По радио звучали победоносные марши и военные песни, особенно вдохновляли строки песни, звучавшие ежедневно по утрам:

Утро красит нежным цветом

Стены древнего Кремля,

Просыпается с рассветом

Вся советская страна.

Кипучая, могучая,

Никем непобедимая!

Страна моя, Москва моя,

Ты – самая любимая!

 

Менялись люди, менялись и директора школ. На смену Лебедеву Н.И. пришел Гармонов И.А., затем Кожевин В.Е. Население поселка росло, и одна школа уже не вмещала всех детей, построили вторую. В 1960 г. Каменская средняя школа разделилась на две: Каменскую школу № 1, она перешла в новое здание иКаменскую 8-летнюю, которая осталась в старом. Директором Каменской восьмилетки назначили Шилкину М.П. В стране накапливался педагогический опыт, появились первые учителя-новаторы послевоенного времени. Мария Петровна была учителем от Бога. Ее уроки литературы буквально завораживали детей. Она читала наизусть всех классиков, в то же время была очень строга и требовательна, в первую очередь к себе и к учителям. За свою работу она была награждена орденом «Знак почета». С ней работали: Денисова Е.И., Баринова В.П., Никонов Н.К., Никонова В.В., Лапердин Н.И., Шубина З.С., Вологдина В.И., Ермолаева А.В., Беломестных Н.М., Аккузина С.Г., Горбунова Н.В., Максимова О.И., Сидорова А.Г. и др.

Изучался и внедрялся в практику опыт волгоградских и липецких учителей. На уроках математики применяли элементы системы Занкова. На уроках арифметики все чаще и чаще появлялись буквенные выражения и, наконец, арифметику сменила математика, начиная с 1 класса. Особое внимание обратила на себя учительница начальных классов Кобылкина В.К. Ее любимый предмет – математика, она работала над проблемой «Активизация мыслительной деятельности», учила ребят мыслить абстрактно, тщательно анализировать. Надо сказать, что в те времена уделялось очень большое внимание слабым, отстающим ученикам, практически ежедневно учителя оставляли слабоуспевающих учеников после учебы и занимались с ними дополнительно. Сильные ученики помогали слабым, заботились друг о друге. Кобылкина В.К. занималась также и общественной работой в профкоме, ей было присвоено звание «старший учитель».

Завучем работал Никонов Николай Ксенофонтович. Имея диплом с отличием, он отлично ориентировался в вопросах методики преподавания всех школьных предметов. Историк по образованию, прекрасно разбирался в текущей политике, следил за политсамообразованием учителей, помогал молодым учителям, всегда доброжелательный, сдержанный, пользовался большим авторитетом у коллег.

В 1968 г. Шилкину М.П. сменил Бурлаков Николай Галактионович, он оставил след в жизни школы, соединив оба школьных здания. При нем был построен и технически оснащен автокласс. В школе впервые было введено профессиональное обучение, в коллектив школы пришли учителя – Карпов А.В. и Аккузин П.П. Карпов А.В. учит детей правилам дорожного движения, Аккузин П.П. ведет практическое вождение автомобиля. Вологдина В.И. готовила детей по профессии швея-мотористка. Отныне выпускники школы вместе с аттестатом зрелости получали права шофера III класса или удостоверение швеи.

В те годы коллектив школы был стабильный, средний возраст педагогического состава был 35 лет. Школа из восьмилетней стала средней, занимала призовые места по кружковой работе. Впервые в школе были введены факультативы по предметам. Изучение отдельных предметов выходит за рамки школьных программ для особо одаренных детей, что способствует более эффективной подготовке учащихся для поступления в ВУЗы. В районе по линии РайОНО проводятся олимпиады по физике, химии, русскому языку и литературе, биологии, английскому языку.

Большую работу по техническому творчеству проводили учителя-трудовики: Карпов А.В., Аккузин П.П. Они изготавливали с учащимися действующие модели машин и механизмов. Их экспонаты выставлялись на районных и республиканских выставках технического творчества и занимали призовые места  в республике. Среди учителей школы широкое развитие получила художественная самодеятельность. Хором учителей руководил Серебренников И.Г. В программе художественной самодеятельности были танцы, хороводы, стихи, акробатические номера. Учителя и учащиеся выезжали с концертными номерами в села района. Костюмы для выступлений приходилось делать самим.

Очень яркий след в жизни школы оставила библиотекарь школы – Хилаева Вера Баларовна, которая оказывала большую помощь учителям и учащимся в подготовке к урокам и классным часам. Милая, приветливая, улыбчивая, она для каждого учителя, взрослого или ребенка, находила доброе слово, могла выслушать, дать добрый совет. Библиотека была любимым местом обитания и учащихся и педагогов.

Хочется отметить добрыми словами таких талантливых учителей как Жаркову В.С., Дроздову А.К., учителя-методиста Горбунову Н.В., Заслуженного учителя Бурятии Суворову Т.И., чьи уроки химии были увлекательны, интересны, с использованием технических средств, вся ее работа строилась индивидуально, для слабых и сильных учеников работа велась с карточками с учетом их знаний. Она также вела кружковую работу по химии, не жалела ни сил, ни времени на слабых учеников, зачастую дети, не разобравшись в какой-то теме спокойно шли к ней домой, где она терпеливо, спокойно и понятно объясняла трудный, непонятный материал, а на уроках у нее была всегда тишина, даже самые заядлые шалуны замолкали, если в класс входила Суворова Т.И.

Выпускники Каменской средней школы № 2 поступали в ВУЗы не только Бурятии, Сибири, но и в ВУЗы столицы.

Среди учителей начальных классов нужно отметить Китаеву Л.В., которая впервые выпустила класс со 100% успеваемостью. За отличные уроки, большую внеклассную работу она получила звание Заслуженного учителя Бурятии. Отличник просвещения РСФСР Суворова О.А. дает открытые уроки, делится опытом с учителями на районных совещаниях.

В 1968 г. в школу приехал отличник Советской Армии, бывший начальник радиосвязи погранзаставы, старший сержант Павлов А.Д. учителем физики. Его наставником стал учитель физики Зарубин В.Я. Посещение, взаимопосещение уроков, совершенствование методики преподавания, ответственность и трудолюбие, строгость и любовь к детям помогают завоевать сердца учащихся школы № 2. Павлов А.Д. – учитель-методист, отличник народного образования, учитель высшей категории, международный соросовский лауреат в области точных наук, который и поныне работает в школе № 2. Большинство его учеников учились и учатся на «4» и «5», на районных и республиканских олимпиадах занимают призовые места. Пять выпускников последовали его примеру и стали учителями физики, преподают в ВУЗах республики. Замечательные уроки английского языка давали детям Волкова Н.Ф., Криволапова Л.М., Мовсесян О.Н. и Отличник просвещения РСФСР Тесля Г.Д., которая в последствие стала завучем школы.

В школе была введена новая должность организатора по внешкольной и внеклассной воспитательной работе. Первым организатором стала Шатровская Тамара Матвеевна. Эрудированный учитель-языковед, прекрасный педагог, мудрый наставник молодежи, Тамара Матвеевна создала в школе ленинскую комнату, методический уголок, куда учителя сдавали свои методические разработки – клубных часов, утренников, КВН, викторин, праздников. Шатровская Т.М. активно работала с комсомольцами, под ее началом ребята вступали в комсомол, она всегда в окружении старшеклассников, заслуженно пользовалась их авторитетом. При школе была создана агитбригада, налажена работа с шефствующими предприятиями. Постоянными шефами школы были завод АЦИ, Каменское АТП. В школе появились группы продленного дня. Первыми воспитателями групп продленного дня были Сидорова А.Г., Шубина З.С., Аккузина С.Г. Было создано методобъединение групп продленного дня, которым руководила Аккузина С.Г., чьи доклады ее опыта работы прошли на республиканские медчтения. Аккузина С.Г. читала лекции в институте усовершенствования учителей перед воспитателями групп Республики Бурятия. Среди историков необходимо отметить Иванову Дору Федоровну. Ее прекрасные уроки и организаторские способности принесли ей заслуженный авторитет коллектива, она удостоена звания Отличник просвещения РСФСР. Ярким математиком была Денисова Елена Ивановна, долгие годы была руководителем методического объединения, она была прекрасным методистом, активным членом профкома, заботливым классным руководителем. В эти же годы в школу приходит Серебренникова А.П. Имея опыт пионервожатой и организаторские способности, Анна Петровна сразу покорила сердца ребят, выразительные уроки литературы, высокая грамотность учащихся по русскому языку дали ей право получить звание «Отличник просвещения РСФСР».

В школе был организован летний трудовой лагерь в с.Тимлюй, где старшеклассники жили и работали на совхозных полях. А пришкольный участок, которым заведовала Бутуханова Е.А., был одним из лучших в районе.

На смену Бурлакову Н.Г. приходят директора Никонов Н.К. и вскоре Зарубин В.Я. Школа по-прежнему в числе ведущих в районе. Стабильный коллектив работал с полной отдачей. В 1978 г. с приходом Громовой Л.П. оживилась пионерская работа. Людмила Петровна была пионервожатой, затем учителем начальных классов, организатором по воспитательной работе, учителем. Людмила Петровна вела уроки пения, создала пионерский и отдельно октябрятский хор. В школе пионерская дружина им.Сергея Тюленина собрала обширный материал о молодогвардейцах. Лучшие учащиеся школы побывали в г.г. Краснодоне, Ровеньки, Ворошиловграде, Москве, Курске, Волгограде. Людмила Петровна имеет звание «вожатый-методист», «вожатый-инструктор», «Отличник народного просвещения России».

В 1985 г. в школу приезжает Буркина М.К., ранее работавшая директором школы в п.Таежном Кабанского района. Имея опыт работы с детьми и прекрасные организаторские способности, Мария Карловна сразу покорила свой 4 класс, где была назначена классным руководителем. Всегда в окружении детей, заботливая, ласковая, но в то же время требовательная и справедливая, она стала активным членом педагогического коллектива, принимала активное участие в художественной самодеятельности школы, - пела, танцевала, читала стихи и прозу. Поставленный голос, хорошая дикция позволяли ей вести концерты художественной самодеятельности в Дни экономики п.Каменск. Доброжелательная, отзывчивая, она завоевала авторитет в школе, в поселке.

В 1986 г. в Каменскую школу № 2 директором была назначена Минеева Л.А. Лилия Алексеевна проявила себя отличным хозяйственником. За сравнительно короткий срок в школе была забетонирована площадка возле школы, сделана пристройка к спортзалу, капитально отремонтированы многие кабинеты, вплоть до замены потолков. Оформлены коридоры и кабинеты школы. Школа преобразилась внешне и внутренне.

По опыту Волго-Донского педагога-новатора Ю.Яковлева под руководством нового директора были созданы центры, в которых сосредоточена вся работа школы:

·        «Детство» - начальные классы, руководитель Громова Л.П.

·        «Квант» - математика, физика, черчение, труд – Ермакова Е.Ф.

·        «Экология» - биология, химия, география – Бутуханова Е.А.

·        «Огонек» - языковеды, иностранный язык, история – Буркина М.К.

·        «Здоровье» - физкультура, НВП – Демин В.П.

Это своеобразные методические объединения учителей-предметников с привлечением учащихся во внеурочное время. С детьми организуются мероприятия, способствующие изучению тех или иных предметов. Проводятся вечера, КВНы, викторины, оформляются уголки по предметам с периодически меняющейся информацией, смотры-конкурсы, олимпиады, увеличивается число факультативов, ведется подготовка к праздникам в школе. И это дало свои результаты, так, например, ученица Крицкая Ульяна завоевала призовое место на Всероссийской олимпиаде по биологии.

Школа выпустила более 30 медалистов. Первые серебряные медали получили Геринг Ирина (проживающая ныне в Иркутске, работающая преподавателем в Иркутсом мед. институте) и Будник Оксана в 1968 г.

Лучшие ученики школы – Смирнов Женя, Хлыстов Саша, Габрусевич Денис, Чувашов Виталя были награждены поездкой в «Артек».

В эти же годы впервые в школе вводится как предмет общественно-полезный производственный труд. Его цель – связать школу с производством, осуществить подготовку к труду выпускников школ. На шефских предприятиях создавались производственные места для учащихся школ. Вся работа детей в лучшем случае сводилась к подметанию мусора в цехах завода, сбору урожая овощей в совхозе. Выход был найден. В 1986 г. Аккузин П.П. и Аккузина С.Г. создали кружок по изготовлению игрушек из древесины, мягкой игрушки, сувениров из природного материала, который вели поначалу бесплатно, на общественных началах. Попробовали продать, - получилось. И в 1987-88 учебном году в школе создана фабрика игрушек, где учащиеся с 4 по 11 класс посещали уроки ОППТ (общественно-полезный производственный труд). Заведовала фабрикой Аккузина С.Г. в течение 6 лет. Работали на отходах производства с предприятий г.Улан-Удэ: фабрики верхнего трикотажа, фабрики «Туяна», киномеханического завода. Художественный совет разрабатывал модели игрушек, а дети изготавливали их своими руками, которые затем реализовывались через магазины Кабанского райПО. Вырученные средства шли на зарплату, оборудование кабинета, закупку сырья. Опыт работы фабрики игрушек отражался через Бурятское телевидение, районную газету «Байкальские огни», «Правду Бурятии».

В школе заметно улучшилась шефская работа. Был создан координационный совет по шефской работе, которым руководил директор завода АЦИ Струневич В.И. Шефы помогали в ремонте школы, оборудовании кабинетов, снабжении необходимыми материалами. Цеха завода были закреплены за классами школы, шефы присутствовали на классных часах, возили детей на экскурсии, в театры. Дети поздравляли рабочих своих цехов с праздниками, выступали в цехах с концертными номерами, выпускали стенгазеты.

Школа № 2 являлась центром пропаганды общественно-политических знаний среди населения поселка. На базе школы № 2 была создана территориальная организация общества «Знание», руководителем которой была избрана Аккузина С.Г. Учителя школы читали лекции на всех предприятиях поселка. Активными лекторами были: Таракановская С.Г., Солдатов Н.А., Вологдина В.И.

С 1998 г. в школе были созданы профильные классы. Профильный класс школы обучается с использованием материальной базы ПУ-4, после окончания которых учащиеся получают профессию «Оператор ЭВМ».

Школа заключила договор с Бурятской сельхозакадемией, ректор которой Александр Петрович Попов не мало сделал для развития школы, оборудовании ее компьютерами. Ежегодно по квоте в академию поступают 4 выпускника школы. Создается центр непрерывного обучения: школа – ПУ – ВУЗ.

В 2000 г. директором Каменской школы № 2 была назначена Буркина М.К. Молодая, энергичная, задорная, умелый наставник, авторитетный педагог Мария Карловна продолжает хорошие начинания, умело подбирает кадры на ключевые должности. Охотно берется за хозяйственную работу. Капитальный ремонт крыши школьных мастерских, карнизов основного здания школы, трех кабинетов не пугают молодого директора. «Старший учитель», «Отличник народного образования», Мария Карловна много внимания уделяет работе с молодежью.

В эти же годы в школу пришла психолог Шестопалова Т.И., которая вносит свой вклад в воспитание и обучение детей, помогая классным руководителям в создании необходимой спокойной, доброжелательной обстановки в классах, налаживанию контактов с детьми и их родителями.

В школе сделаны первые шаги по внедрению таких предметов как Экономика, Мировая художественная культура. Делаются первые шаги по изучению английского языка, начиная с 6-летнего возраста под руководством Криволаповой Л.М. Руководитель секции учителей английского языка Мовсесян О.Н. помогает внедрить адаптивную систему обучения (АСО), уже заметны первые положительные результаты этой методики. Придя в 5 класс, ребенок, изучавший английский язык с 6 лет, учится по другому учебнику, по ускоренной и углубленной программе готовится в ВУЗ, где иностранный язык тесно будет связан с будущей профессией.

Интересно работают учителя-словесники, где руководителем секции является Горбунова Ольга Михайловна, вводятся новые формы проверочных и контрольных работ, внедряются уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-коррекции, уроки-творческие мастерские, литературные гостиные, интеллектуальные и ролевые игры. В этой связи стоит отметить молодого педагога-языковеда Авдееву Елену Николаевну, применяющую в своей работе новые методики в обучении детей.

Много лет работает математиком отличник просвещения России Ермакова Е.Ф. Не выпуск сделала Екатерина Федоровна и все подопечные с теплотой вспоминают о ней. Лучший классный руководитель, сильный математик Екатерина Федоровна постоянно занимается общественной работой в профкоме школы, руководит метод объединением.

В Каменской средней школе № 2 работает стабильный творческий коллектив учителей начальных классов, завучем которого до 2000 г. была Громова Людмила Петровна. Это мастер педагогического труда, отлично владеющий методикой, технологией реализации педагогического процесса, проблем обучения и воспитания. Ее большой опыт работы помогает многим начинаниям и новациям. Учителей нашей школы отличает глубокое знание предметов, увлеченность своим делом, постоянный поиск новых форм и методов проведения уроков.

С большим желанием трудятся в начальной школе Казаковская Ирина Ивановна, которая в течение 2-х лет является завучем начальных классов и членом аттестационной комиссии района. Ирина Ивановна вкладывает в дело обучения и воспитания все свое педагогическое мастерство и творческие способности. Она одна из первых в коллективе работает по методике Р.Н. и Е.В. Бунеевых, ведет факультативный курс «Введение в историю». По этим учебникам стали работать и другие учителя: Тюрюханова Л.И., Марченко Л.В., Яловенко Н.Н., Варфоломеева Л.В.

Особенно интересно проходят уроки математики у Коварниной Марины Терентьевны. Она практикует нестандартные уроки: деловая игра, пресс-конференция, турнир, банк-урок и другие. Коварнина М.Т. является руководителем метод объединения учителей начальных классов и членом районной аттестационной комиссии. Учителя Яловенко Н.Н., Марченко Л.В., Варфоломеева  работают по развивающим учебникам автора Т.К.Жикалкиной. Панченко И.А. работает по системе Л.В.Занкова. Обучение ведется на высоком уровне трудности, в быстром темпе, ведущая роль отводится теории.

Над проблемами развития речи учащихся работает Марченко Лидия Васильевна. На своих уроках она стремится показать детям красоту родного языка, его мелодичность и яркость. Лидия Васильевна ведет кружок «Риторика». Она работает всегда вдохновенно, увлекая своих питомцев тем, чем дышит и живет сама. Имеет звание «Старший учитель». Тюрюханова Любовь Иннокентьевна ведет предмет «экология». Ее задача – заложить основы экологических знаний на материале, понятном и доступном детям. Экскурсии, экологические походы, КВНы, - вот далеко неполный перечень форм, используемых ею на уроках. Каждый, даже самый слабый ребенок найдет свое место на ее уроке. Она старается воспитать в каждом своем ученике доброе, трогательное отношение ко всему живому. Начальная школа находится в здании д/сада «Лесная сказка». Каждый учитель имеет свой уютный светлый кабинет, игровую комнату, где очень хорошо детям учиться и отдыхать. А во внеурочное время проводятся интересные внеклассные мероприятия, которые организует музыкальный работник Кузьмина Любовь Александровна.

В школе работает логопед Бардакова Галина Павловна, которая помогает исправлять дефекты речи у детей.

Уже 3 года на базе начальной школы № 2 в летнее время работает экологический лагерь «Росинка», в котором отдыхают учащиеся школы № 2 и лицея № 1. Разрабатывается единая программа, проводятся интересные увлекательные мероприятия в основном, на экологическую тему. Отдых детей способствует их закаливанию, оздоровлению, здесь они набираются сил на дальнейшую учебу.

В школе № 2 неплохо поставлена спортивная работа. Неоднократно являются чемпионами по баскетболу учащиеся Каменской средней школы № 2. Это заслуга учителя физкультуры Дубицкой О.Б. Ребята охотно занимаются в спортивном городке, который был создан в 80-е годы Деминым В.П. и Ден-Син-Яном А.Н.

В одном коллективе трудились и трудятся сейчас бывшие выпускники школы: Буркина М.К., Громова Л.П., Аккузина С.Г., Горбунова Н.В., Мещерякова Л.И., Авдеева Е.Н., Дубицкая О.Б., Панченко И.А., Волкова О.Н.

При Каменской школе № 2 функционирует вечерняя школа, которая до этого неоднократно меняла свое место нахождение. Была она открыта в 1950 г., до 1975 г. ее директором была Старостенко Е.Н. С 1975 по 1986 г.г. директором школы работала Отличник просвещения РСФСР Минеева Лилия Алексеевна. За годы своего существования школа выпустила свыше 2000 учащихся. Вела обучение по ускоренной программе, когда учебный материал класса изучался за полгода. Лучшие учителя вечерней школы: Шешурихина Н.К., Шункова М.Н., Комбекова Е.Н., Филиппова Л.А., Усатенко Л.С., Новолодская Д.С., Орлова Л.Я., Каблукова Н.А.

За прошедшие годы Каменская средняя школа № 2 выпустила около 3 тысяч учащихся. Среди них: профессора, кандидаты технических и педагогических наук, композиторы, заслуженные врачи, учителя, работники культуры, офицеры, инженеры, руководящие работники, рабочие, служащие.

Сегодня в школе работает 43 учителя. Высшую и первую категорию имеют 44%, один учитель имеет звание «Отличник просвещения России», 6 награждены знаком «Отличник народного просвещения» и имеют звание «Старший учитель». Каменская средняя школа № 2 зарекомендовала себя как учреждение со стабильным количеством медалистов, большим процентом поступления в ВУЗы. В течение многих лет здесь трудится стабильный педагогический коллектив. Школа сильна своими традициями, одна из которых – педагогическое творчество. В школе налажена тесная связь с внешкольными учреждениями: совместно с Домом творчества создан центр «Содружество», куда дети с удовольствием спешат после занятий, где работают 25 творческих объединений. Совместно с детской библиотекой проводятся мероприятия по профилактике вредных привычек. С удовольствием дети посещают музыкальную и спортивную школы.

Аккузина С.Г.

Журнист Л.А.

Казаковская И.И.

Минеева Л.А.

Hosted by uCoz